«ПЛЯШУЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» или ПАРАДОКСЫ ЧЕХОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Часто в нашей чеховской культуре происходит что-то очень хорошее, рождаются и выносятся на публику настоящие произведения искусства. Но почти всегда в бочке меда присутствует ложка дегтя. Как говорил Чехов: галка ценится больше чайки.

АХ, ВЕРНИСАЖ! ОХ, ВЕРНИСАЖ…

В Серпухове к 100-летию Юрия Авдеева прошла его выставка «Цветы мелиховского сада». На ней были представлены не только работы художника мелиховского периода, но и ранние, написанные до войны в Серпухове. А еще – военные, созданные в окопах Северо-Западного фронта, под Старой Руссой, Ленинградом, в Прибалтике.

Выставка была оформлена безупречно. На открытии посетителей было много. Украсили вернисаж своим чудесным выступлением вокалистки из чеховского ансамбля «Венница» Елена Каменская и Елена Короткова. Виктор Бельцов с настроением исполнил замечательную, но ныне, к сожалению, почти забытую песню «Серая шинель», которую написали на Северо-Западном фронте друзья Авдеева (капитан Василий Ермаков и старшина Вениамин Ронинсон).

Отец часто вспоминал о том, как они вместе ночевали в сырых землянках, построенных на болотистой новгородской земле, о чем говорили, что пели. Речи друзей и коллег содержали много интересных фактов из жизни Юрия Авдеева – художника и создателя музея А.П. Чехова в Мелихове.

Ярко прозвучало «Слово об Авдееве», которое прислал писатель Ю.Н. Сбитнев: он писал о «ЗРЯЧЕЙ ДУШЕ» Авдеева, почти полностью потерявшего на войне зрение. К выставке выпустили каталог, что является важным показателем ее престижа.

Помогли осуществить этот замысел депутат Московской областной Думы Роман Горбунов и его помощник Наталья Кончакова. Старые художники всегда говорили: «Нет каталога – нет выставки». Во всяком случае, память о ней без каталога точно скоро уйдет. В последние годы и не припомню, чтобы чеховские выставки сопровождались изданием каталогов. Наверное, это следствие нашей нищеты, ведь в Москве каталоги по-прежнему издаются и раскупаются за бешеные деньги.

А где же ложка дегтя? Чеховцы, отправляясь с выставки Авдеева домой, досадовали: почему же у нас нет такого выставочного зала, сотрудники которого откликались бы на каждое событие в их городе? Все понравилось в Серпуховском музейно-выставочном центре: и краеведческий музейный уголок, посвященный серпуховскому гербу с павлином, и богатая этнографическая экспозиция, и активная работа с детьми, которая здесь ведется, и даже частные платные выставки, которые приносят центру доход (я успела побывать на выставке коллекционных масок, на фестивале «Текстильный букет Поочья»).

Что же у нас? Здания, в которых мог бы расположиться выставочный зал, раздали частным лицам или просто снесли, как дом Авдеевых и Сбитневых на Садовой, прямо-таки созданный для выставочного зала. Невольно вспоминаются слова чеховского художника Игоря Шувалова: «В Чехове думают только о развитии тела, будто творческое начало в человеке не имеет значения».

«НЕ ДАЙ ВАМ БОГ ЖИТЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН» (КОНФУЦИЙ)

Небольшую часть картин Авдеева, созданных в довоенные и военные годы, перевезли из Серпухова в камерный, светлый зал чеховской Детской библиотеки. Вспомнился уютный зал в «Музее писем А.П. Чехова», где часто устраивали выставки самых разных художников, в том числе и местных; проводили литературные и музыкальные вечера. Зал уничтожили, заменив его неработающей экспозицией. Правда, и в «Музее писем» иногда устраивают выставки, но это бывает редко и связано чаще всего с музейными темами, а не с событиями, происходящими в городе.

Зал на антресолях музея «Усадьба Лопасня-Зачатьевское», с его низкими потолками и плохой освещенностью, потребности города в галерее тоже не может полностью удовлетворить. Город растет, и литературно-музыкальную гостиную в «Дружбе» рвут на части – она и у нас «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Тут и выставки, и концерты, и литературные вечера. Все это можно совместить. И совмещают. Но из-за тесноты картины и здесь смотрятся не самым лучшим образом.

Светлый зал Детской библиотеки – не панацея от всех бед, но для организации камерных выставок стал бы спасением. И конечно, небольшие выставки можно было бы соединить с литературными и музыкальными вечерами. Но оказалось, что мы опять попали в «эпоху перемен», которую умные люди не пожелают и врагам. Прекрасное слово «библиотека» кому-то пришло в голову переименовать в пресловутый «центр». Получается, что с одной стороны улицы Чехова будет находиться уже не «Детская библиотека», а «Центр развития ребенка». С другой стороны улицы – МАОУ ДО ЦРТиЮ (прямо-таки шифр из рассказа Конан Дойля «Пляшущие человечки»).

Если перевести на современный чиновничий русский, – Центр развития творчества детей и юношества. Слова Чехова о «краткости – сестре таланта» теперь не котируются. Я, конечно, не один город Чехов имею в виду. «Пляшущие человечки» (непомерно длинные названия) заполонили всю страну. Но вернемся к катастрофически быстрому размножению «центров» в Чехове. Мы забыли, что первые библиотеки появились в древнем Вавилоне, что они существовали в древнем Египте и древней Греции, что само слово «библиотека» родилось в древней Греции и составлено из двух слов (книга плюс ящик, хранилище). Готовясь к выставке отца, перебирала свой архив и наткнулась на фотографию Ленинской библиотеки, которую маме подарила подруга 19 июня 1941 года, на выпускном вечере. С каким уважением девушки относились к библиотеке, если такой подарок был возможен!

Когда мы растеряли это уважение? Почему готовы переименовать ясное и точное название «Детская библиотека» в какой-то «центр», которых и так куры не клюют. И кто мешает заниматься развитием детей в «Детской библиотеке»? Насколько я понимаю, как раз этим здесь и занимаются. В результате, вопрос о чеховском выставочном зале вновь повис в воздухе… А ведь в свое время Серпуховской выставочный зал вырос из библиотеки, он и сейчас рядом с ней благополучно соседствует. Соседство библиотеки с музеем, галереей, литературной гостиной настолько органично, что никаких переименований не требуется. Я помню прекрасные молодежные вечера в Центральной чеховской библиотеке. Разве нужны переименования, чтобы эту работу успешно продолжать?

«ТАЛАНТ, ОПАЛЕННЫЙ ВОЙНОЙ…»

Чеховская выставка Юрия Авдеева – скромная, но симпатичная. Назвали ее «Талант, опаленный войной». Не буду повторять свой рассказ о трагической судьбе отца, успешного художника, ослепшего на фронте, но не сдавшегося, нашедшего свой творческий путь, создавшего музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихове. Недавно об этом писала (Лопасня, 19 апреля, № 15). Отмечу только, найденные портреты однополчан, которые Авдеев делал в окопах (они были найдены всего два года назад), прошли по улицам Москвы в рядах «Бессмертного полка». Ведь от многих погибших героев и фотографий не осталось. Только портреты, написанные Авдеевым…

Открытие выставки в Чехове не было помпезным. Пришли ученицы художественного отделения МБУ ДО «Чеховской детской школы искусств». Несмотря на то, что и здесь не обошлось без «пляшущих человечков» (МБУ и т.д.), юные художницы и их преподавательницы были той самой аудиторией, которую Авдеев, наверняка, хотел бы видеть на своей выставке. Оставалось только любоваться умными глазками девушек и надеяться, что их внимание не будет мимолетным – что-то, да запомнится. Выставка продлится до конца мая 2018 года. Надеюсь, что и другие чеховцы сумеют ее посетить.

 

 

Ольга Авдеева

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *