ПАМЯТЬ СЕРДЦА


Юбилейный авдеевский год заканчивается. Собственно – уже закончился в октябре. Не по календарю, а по сути. Сам Юрий Константинович Авдеев всегда вспоминал октябрь с печалью – для него это был самый трагический месяц. В октябре 1944 года в боях за Ригу он ослеп: «Не выкинешь из памяти эти октябрины. А всего-навсего три цвета: охра <желтый – О.А.>, умра <красно оранжевый>, ультрамарин <синий>. Но если смешать охру с ультрамарином, получится зелень, а умбру с ультрамарином – прозрачный сиреневый туман леса. И пусть в этом тумане расплывутся все тяжелые октябри и не повторятся больше…».

В КАРАБИХЕ

В октябре состоялась последняя выставка, где поминали и Ю.К. Авдеева. Прошла она под Ярославлем, в Карабихе – в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Н.А. Некрасова, который создал Анатолий Федорович Тарасов – ровесник, соратник, друг Авдеева. Это не удивительно. Ведь почти все крупнейшие российские музеи-заповедники подняли из руин или создали заново люди одного поколения – фронтовики. Их раны и даже инвалидности не помешали отдать все силы делу, которое они считали важным. Просвещению народа, обогащению и развитию его души. Слушая воспоминания сотрудников А.Ф. Тарасова, удивлялась совпадениям.

Начинали, казалось бы, неподъемное дело маленькие коллективы – пять-шесть человек (так было и в Мелихове, и в Карабихе). И результат их трудов был схожим – восстановление российских памятных мест, огромные очереди у музейных ворот. В свое время, поздравляя Тарасова с 60-летием, Ю.К. Авдеев писал: «Все было: трудная и голодная юность, кошмарная война, которая снится до сих пор. И, наконец, наше очень важное дело, которое нужно было начинать с нуля. Работать, несмотря на постоянное сопротивление. И только тогда, когда силы стали покидать, пришло признание, но не удовлетворение. … Горячо обнимаю тебя. Желаю тебе здоровья, творческого горения, но не подведения итогов. Рано нам подводить итоги, мы еще повоюем».

ИСТОКИ. ВЫСТАВКА АВДЕЕВА В СЕРПУХОВЕ

Ю.К. Авдеев родился 25 августа 1918 года в селе Киясове Серпуховской волости. Скоро его родители перебрались в Серпухов. Там прошли детство и юность. Там он учился, там встретился со своим первым учителем- художником Александром Андреевичем Бузовкиным, который вырастил целое поколение серпуховских живописцев. Оттуда Авдеев ушел на фронт, туда вернулся инвалидом 1-й группы – слепым. После войны начал работать в Серпуховском музее.

Конечно, хотелось, чтобы юбилейные торжества начались именно в Серпухове. Но все серпуховские друзья Авдеева вслед за ним ушли в мир иной. И никакая выставка Авдеева в Серпухове не состоялась, если бы ни инициатива депутата Московской областной Думы Романа Владимировича Горбунова. Он и его помощница Наталья Викторовна Кончакова помогли не только организовать выставку, но и выпустить иллюстрированный каталог Юрия Авдеева.

Наличие каталога сразу, на несколько порядков, повышает престиж любой выставки. Выставок в Чехове было в последние десятилетия много, а сколько вышло каталогов? Можно по пальцам одной руки пересчитать. У нас забыли об этой традиции, о художественной культуре.

О серпуховской выставке Авдеева, названной «Цветы мелиховского сада», я уже писала. Не могу не повторить, что была поражена высоким профессионализмом сотрудников Выставочного зала. Все были безупречно: и афиша, и развеска, и этикетаж, и организация вернисажа. Все, кто участвовал в работе над выставкой, начиная с директора Валентины Ивановны Мантуло – и Вера Сергеевна Тимофеева, и Светлана Ивановна Щелова, и Наталья Петровна Логинова, и молодые искусствоведы, которых я знаю только по именам: Вера, Мария, чудесные, интеллигентные, образованные девушки, – все поразили любовью и пониманием живописи. А сколько гостей приехало на открытие выставки! И москвичи, и серпуховичи, и чеховцы (во главе с Еленой Каменской), устроившие маленький, но замечательный концерт, и сотрудники мелиховского музея А.П. Чехова, бывшие и нынешние.

«ТАЛАНТ, ОПАЛЕННЫЙ ВОЙНОЙ»

9 мая увеличенные копии с рисунков Юрия Авдеева, которые в 2016 году чудом нашел историк Иван Савченко, дети и внуки однополчан художника пронесли по улицам Москвы, по Красной площади в рядах Бессмертного полка. В это же время скромную, но значительную по смыслу выставку военных работ Авдеева (живописных и графических) организовала Елена Владимировна Лиховидова и коллектив Чеховской детской библиотеки. Там освободился небольшой, но светлый зал. После выставки Авдеева, можно сказать, с его легкой руки, в этом зале Детской библиотеки организовали еще несколько выставок.

Мы увидели трагические фотографии серпуховского фотокорреспондента Виктора Богдана, председателя Совета движения «Ветераны Кавказа»; с большим вкусом оформленную выставку Тамары Пустоваловой «Мое наивное искусство»; выставку фотографий Владимира Амокова, молодого, но авторитетного чеховского фотографа-профессионала, показавшего нам свои любимые уголки Чехова. Хотелось бы, чтобы камерный зал в нашей Детской библиотеке зажил полноценной художественной жизнью, чтобы уровень, заданный с самого начала пронзительными, наполненными болью военными работами Юрия Авдеева, не снижался ни на йоту. А для этого предстоит потрудиться…

НА УЛИЦЕ АВДЕЕВА

С нашей Детской библиотекой связан еще один трогательный момент. Давно прошли те времена, когда все жители стародавней Лопасни знали друг друга. Теперь в больших новых микрорайонах поселились люди, которые не только об Авдееве, но и о Чехове, в большинстве своем, не знают (или знают очень мало). Помню, как с телевизионной группой отправилась на улицу Авдеева. И только одна ее жительница смогла рассказать, кто он такой. Остальные не слышали ни имени Авдеева, ни тех, чьими именами были названы соседние улицы, – ни Воротынского, ни Соймонова, ни Ягодкина, ни Степанидина, ни Платонова.

Не знали, но подчеркивали, что хотят знать. И просили телевизионщиков похлопотать, чтобы администрация города сделала на их улицах памятные доски, которые содержали бы краткие сведения об этих людях. Телевизионный сюжет промелькнул, и о нем забыли. Время течет быстро, как песок в песочных часах. Все меньше становится людей, которые могут ответить на вопросы, которые показались бы простыми нашим летописцам. За Авдеевым ушли из жизни В.И. Мильков, А.М. Прокин, А.П. Семенов, А.В. Белов, А.Я. Никитенкова и многие-многие другие.

Уехал Ю.Н. Сбитнев. Все чаще приходится сталкиваться с людьми, которые изобретают колесо – открывают то, что давно было известно. Радует одно: интерес к истории и людям, ее творившим, не пропал. Стало до боли понятно, что надо чаще напоминать об ушедших – и об Авдееве, и о его единомышленниках. Многие ли чеховцы знают теперь, что инвалид Ю.К. Авдеев совершил, казалось бы, невозможное? На пустом месте восстановил усадьбу Чеховых, создал всемирно известный музей-заповедник. И сделал это на таком высоком уровне, настолько опередил свое время, что музейные экспозиции, сотворенные Авдеевым, живут и сегодня.

Сотрудники Детской библиотеки и организованные ими волонтеры сами напечатали маленький буклет о Юрии Авдееве, а потом обошли улицу Авдеева и раздали буклет всем ее жителям. Это было не формальное «мероприятие», а серьезный и трогательный шаг. Не осталась в стороне и Центральная взрослая библиотека. Ирина Юрьевна Лапина, главный библиотекарь по проектной работе, перелопатив множество источников, подготовила такой рассказ об Авдееве, с таким вкусом и чутьем выбрала самые интересные моменты его биографии, что в ее повествовании даже мне многое показалось новым и интересным.

«ПОДВИЖНИКИ НУЖНЫ КАК СОЛНЦЕ»

В день рождения Ю.К. Авдеева в мелиховской церкви Рождества Христова и на могилах Авдеевых прошла панихида. На следующий день в «Музее писем А.П. Чехова» открылась выставка «Подвижники нужны как солнце». Там представили не только картины самого Авдеева, но и его друзей-художников, помогавших в создании музея-заповедника А.П. Чехова. Авдеев имел находить единомышленников.

О каждом из первых сотрудников музея можно написать роман: такие это были талантливые и яркие люди. Друзьями Авдеева и музея вскоре стали родственники и современники А.П. Чехова, режиссеры и артисты, писатели и литературоведы (чеховеды), которые в годы, когда поднимался музей, готовили

Полное собрание сочинений А.П. Чехова, – они щедро делились с музейщиками своими открытиями. Но особую роль в становлении Мелиховского музея играли друзья Авдеева – художники. Мелихово быстро превратилось в настоящий русский Барбизон. Гостили и работали здесь учителя Авдеева по Орловскому художественному училищу, которые были в свое время учениками Аркадия Рылова и Константина Юона. И его однокурсники, и собственные ученики Авдеева – Александр Курочкин, ставший признанным живописцем, и Сергей Апрышко, теперь модный московский дизайнер.

Часто в Мелихове бывали и помогали музею чеховские художники. Многие издания музея проходили через умные руки главного художника Чеховского полиграфического комбината Игоря Поликарповича Шувалова. Не забыть бы о подольских художниках (Олеге Коровине и Николае Данилине, который получил за мелиховскую серию картин Государственную премию). А сколько в Мелихове гостило серпуховичей – Михаил Ильич Абросимов, братья-близнецы Евгений и Михаил Демидовичи Николаевы! Сколько москвичей – Петр Шолохов, Александр Преображенский, Борис Берендгоф и многие-многие другие! Благодаря тесной дружбе Авдеева и замечательного питерского скульптора, академика Михаила Константиновича Аникушина был задуман, создан, а потом, уже после смерти директора музея, установлен памятник Чехову на вокзальной площади, у «Музея писем А.П. Чехова».

Геннадий Шалюгин, директор Ялтинского музея Чехова, вспоминал слова М.К. Аникушина об Авдееве: «Душа у него была пропитана Чеховым. Редко кому дано вот так понимать, чувствовать Чехова. Без него в Мелихове скучно…». И каждый из этих талантливых и бескорыстных художников оставлял в Мелихове частичку своей души. Они не просто писали здесь картины, но общими усилиями создали великолепную картину с неслучайным колоритом – чеховскую усадьбу, где не могло возникнуть ни одной архитектурной или цветовой неточности. Недаром Авдеев говорил: «Каждой вещи, каждому цветку нужно найти свое место, как мазку краски на холсте». Оттого и казалось Мелихово гостям и посетителям таким красивым и уютным.

ПО ЧЕХОВСКИМ МЕСТАМ

Последняя выставка Ю.К. Авдеева в Чехове (надеюсь, только в этом году «последняя») состоялась в культурно-творческом центре «Дружба». Она называлась «По Чеховским местам», потому что на ней были представлены пейзажи не только мелиховские, но и крымские, ялтинские. Присутствовали и выступали на вернисаже глава Чеховского округа Марина Кононова, депутат Московской областной Думы Роман Горбунов, председатель Чеховского совета депутатов Галина Козина, издатель Михаил Кесельман.

Все это вроде бы официальные лица, но говорили они об Авдееве тепло, не формально. Как о друге. Забавно пошутил М.А. Кесельман: «Когда твоему другу 100 лет…». Марина Владимировна Кононова подчеркнула, что Авдееву наш город обязан своим названием. Если бы музей А.П. Чехова не приобрел такой авторитет и популярность, то не было бы и города Чехова.

Зал был полон. Украсил вернисаж «музыкальный час», составленный и продуманный Еленой Каменской. Выступление Виктора Бельцова с прекрасной, но забытой ныне песней «Шинель», которую написали друзья Авдеева по дивизионному клубу, вызвала овации. Не забыли и про сложный романс «День ли царит, тишина ли ночная…», который часто звучал в Мелихове и в чеховские (тогда его пела Лика Мизинова), и в авдеевские времена! А «Мелиховский вальс» Кирилла Молчанова, который был написан специально для мелиховского дома и который так любил Авдеев!

Теперь его исполняют редко – жаль… Всего не перечислишь. В целом, открытие выставки прошло на одном дыхании… Год выдался насыщенным по событиям, которые заставляли работать память. И главное: сколько людей захотели и сумели вспомнить об Авдееве – и руководители района, и депутаты, и работники культуры, и многочисленные представители прессы. Всех и перечислить не смогла, но о каждом помню и каждого благодарю!

Ольга Авдеева

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *