РОЖДЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ


Может быть, и есть где-то на российских просторах город или городок, где нет краеведческого
музея или художественной галереи, но я таких не встречала. Во всяком случае, если город претендует на
то, чтобы принимать туристов, то обойтись без туристического центра – краеведческого музея или
художественной галереи – просто невозможно. Сейчас в каждом туристическом городе можно насчитать
больше двадцати музеев.

А что у нас в Чехове? Серьезного краеведческого музея нет! Художественной галереи нет! Театра нет!
Парка нет! Зон отдыха нет! Места для прогулок нет! Даже пляжа и того нет!
Раньше хоть по берегу Лопасни можно было прогуляться, теперь и это не возможно. Берег или перекрыт заборами, а между церковным прудом в Садках и рекой испещрен ручьями – не пройти. Да и вообще,
вместо того, чтобы создать единую зеленую зону, объединяющую «гончаровский парк» и парк в Садках,
разорвали землю на клочки, разделили на частные небольшие владения.
Тащи, кто может! И тащат.

Происходит то, что специалисты-географы называют «фрагментацией ландшафтов», которая ведет к потере национальной идентичности. Новые жители Чехова, а их много, уже не увидят красоты реки Лопасни (не говорю уже о речках Теребенке и Жабке). Не поймут, где же находятся те русские дали, которыми любовались наши предки…
Стоим на холме в Садках и пока еще видим церковь Зачатья Святой Анны, слышим перезвон колоколов.
Однако многое мы уже утратили. 400-летнюю иву, в дупле которой мог спрятаться крупный взрослый
человек, и которую Рюмины любовно называли «Дедушка», мы уже не увидим. Потому что современные
белые ивы, дожившие до старости, какие-то дебилы постоянно (из года в год) бесчеловечно поджигают.
Вернет ли краеведческий музей уважение к своему городу? Может вернуть! Только для этого потребуется
большой и жертвенный труд. А ведь полумерами обойтись легче. Есть «Музей Памяти 1941-1945 годов» –
и хватит! Есть залы, предназначенные совсем для других музейных дел и праздничных событий, так мы
и выставки туда запихнем. Не было театра десятки лет – никто и не заметил (отчеты-то о проделанной работе имеются).

Конечно, можно только поблагодарить сотрудников «Музея памяти», музея «Усадьба Лопасня-Зачатьевское», «Музея писем А.П. Чехова» за то, что они не замыкались на одной узкой теме. В «Лопасне-Зачатьевском» собирали, кроме всего прочего, археологические раритеты; в «Музее памяти» – предметы, относящиеся к послевоенному периоду. В каждом из музеев устраивались выставки. В «Лопасне-Зачатьевском» не раз снимали постоянную экспозицию, чтобы провести ту или другую художественную выставку. И «Музей писем» проводит выставки. В этом году к этой работе подключилась Детская библиотека, где есть светлый зал, подходящий для камерных выставок (недавно там проходила
выставка, организованная Приокско-Террасным заповедником).

Конечно, это интересно для детей, недаром после того, как в Детской библиотеке появился выставочный
зал, посещаемость библиотеки увеличилась в несколько раз. Литературно-музыкальная гостиная центра «Дружба» давно перестала ограничиваться литературными и музыкальными вечерами. Все они проходят на фоне сменяющих друг друга художественных выставок.
Только за последние три месяца там провели выставку к 100-летию Юрия Авдеева «По Чеховским местам»; выставку, организованную группой чеховских художников во главе с Сергеем Онипенко; выставку «Грани творчества» члена Московского Союза художников Натальи Давыдовой. Но эти усилия многих людей полностью не заменяют настоящий Выставочный зал (например, такой, как в Серпухове, где работают профессионалы-искусствоведы).

***

Каждый, кто думал о краеведческом музее в Чехове, мог представить его лишь в одном здании – на Московской-22 (там, где в советские годы находилась милиция, а потом ветеранские организации). Жаль, что выбор так не велик, ведь все другие подходящие для музея здания уничтожены: и дом Толоконниковых на Вокзальной площади, и здание бывшего Исполкома, и дом Прокиных, – все они или приватизированы, или перестроены, или просто снесены.
В целости и сохранности остался только дом Филиппа Матвеева, лопасненского купца. В этом симпатичном доме в свое время располагались «Рейнский погребок» и «Чайная», в которой бывал и А.П. Чехов.

Ольга Николаевна Щукина, заместитель главы Чеховского округа, поведала участникам «круглого стола»
в доме Матвеева, что администрация округа приняла долгожданное решение: «Краеведческому музею на
Московской улице быть!» И я, и многие другие старожилы города поддержали его обеими руками. Конечно, дому требуется серьезный ремонт. И нужны здесь не только деньги, но и «мозговой штурм», и физическая помощь чеховских волонтеров.
Считала дом двухэтажным, но, оказывается, здесь имеется запущенный, но чрезвычайно колоритный полуподвальный этаж с сохранившимися камерами. Одну из них можно было бы сохранить в память о репрессированных лопасненцах, некоторые из которых успевали побывать здесь, прежде чем их отправляли в Серпуховскую тюрьму или сразу в Бутырку.

Прекрасно впишется в этот полуподвальный этаж и военная экспозиция «Музея памяти 1941 – 1945
годов», выполненная 25 лет назад художником И.П. Шуваловым в виде землянки.

***

Итак, круглый стол», названный «Перезагрузка Музея памяти», состоялся уже в новом здании «Музея памяти Лопасненского края». Хорошо, что из названия не ушло слово «память».
Оно здесь не лишнее, ведь Лопасня и Лопасненский край существуют только в нашей памяти. Директор
нового музея Александр Дудин напомнил о 25-летии музея, в который старожилы города передавали свои личные раритеты, напоминающие и о войне, и о послевоенных годах. В фондах музея гаходится более трех тысяч экспонатов, но посетители видят лишь малую часть этих вещей.
Сотрудники «Музея памяти» подробно рассказали о своих планах. Думаю, об этом писать пока рано, тем более, что в нашем Чехове о планах говорить любят, но далеко не все обещания выполняют. Участники «круглого стола» тоже внесли долю скепсиса в обсуждение. Говорили, что музей не состоится без хорошего художника, без образного решения экспозиций, без объединения усилий всех, кто занимался школьными музеями, но в то же время – без поиска самых современных форм музейной
работы.

Всем ясно, что работа предстают большая, и «если долго мучиться, что-нибудь получится». Многое зависит от нашей сплоченности, когда не только говорят, многократно повторяя слово «патриотизм», но
искренне хотят помочь важному для города начинанию.

 

 

Ольга Авдеева

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *